Перейти к содержимому


Фотография

справедливость


14 ответов в этой теме

#1 Dasha ( in De Storm~)

Dasha ( in De Storm~)

    допустимый статус ;)

  • True Members
  • PipPipPipPipPip
  • 1 088 сообщений
-1
Обычный
  • Пол:Женщина
  • Город:Ленинский
  • Интересы:интересов много, за подробной информацией обращаться в пм =)

Опубликовано 04 Июнь 2005 - 23:45

И что же такое эта ваша справедливость?
Можно сказать: это такое же отношение к себе, как и к другим. Объективное. Такой взгляд и на себя, и на все остальное, который исходит из одной и той же сторонней точки - к поступкам и желаниям как собственным, так и других, подходишь с одной и той же мерой. Признаешь за другими те же права и желания, что и за собой. То есть: признание за всеми равных прав, желаний и возможностей. И тогда получается, что справедливость - это равенство.
Гм. Но в природе равенства нет. Люди рождаются слабыми и сильными, умными и глупыми, красивыми и уродливыми, и вообще - мужчинами и женщинами. Может ли быть справедливым с точки зрения зайцев, что волки ими питаются? Человек выходит с копьем охотиться на кабана - кушать хочет. И если кабан его задерет - человек должен признать это справедливым: кто кого, кабан тоже жить хочет, ты хотел взять его жизнь - не сумел, он взял твою... молодец кабан, он прав. Справедливый подход, равенство партнеров в их праве на жизнь.
И такой подход действительно имеет место! Первобытный человек мог просить прощения у духа убитого животного, стараться умилостивить его лестью и молитвами, благодарить за то, что позволил себя убить и съесть: нужда, понимаешь, кормиться надо. Можно ощущать несправедливость своих поступков - даже если они решительно необходимы и природно естественны для сохранения своей жизни. Ух ты.
Но вегетарианцами люди все-таки не стали. Это при налаженном питании можно себе позволить вегетарианство из моральных соображений, а если в блокаде у тебя ребенок умирает, а ты крысу поймал - варишь суп из крысы, тут выбор простой - жизнь против жизни. Не говоря уже об энергетическом аспекте мясоедения - а энергетический аспект определяет в конечном счете все в нашей жизни.
Справедливость может расходиться с естественными поступками. С естественным устройством жизни. Ага.
Но жизнь человека и животного неравнозначны, могут возразить нам. Съел тигр человека или съел человек тигра - это не одно и то же, за человеком мы признаем больше прав, чем за прочими существами. А моралист-охранник животных завопит: тигр тоже тварь Божья, убивать его - тоже грех, несправедливость это - тигр же не виноват, что он не мыслит, он тоже кушать и жить хочет.
Так. Возникает относительность и субъективность справедливости. Возникает возможность разных точек зрения.
Одна страна напала на другую. Защищающиеся ведут справедливую войну: за независимость против захватчиков. А оккупанты тоже могут быть убеждены в справедливости своих действий: соседи грабили наши границы, оскверняли наши святыни, и вообще в одной древней книге написано, что наши предки жили здесь, пока эти вот не пришли и их не выгнали - так что по справедливости мы имеем право на эту землю. И в каждой армии священники объявляют, что боги за них и война справедлива.
Здесь примечательны два момента сразу. Во-первых, представление о справедливости поддается подтасовке, аргументации, становится предметом специально направленной агитации и пропаганды. Во-вторых, каждый из противников стремится выглядеть справедливым в собственных глазах. Ему мало просто убивать и грабить, он бы еще хотел, чтоб это было справедливо. Зачем? А тогда у него нет никаких сомнений, он не отвлекается на рефлексии, он проникнут сознанием необходимости делаемого дела, ему легче и готовнее совершать подвиги, рисковать и жертвовать жизнью и вершить свои максимальные действия.
При прочих равных - каждый предпочтет быть еще и справедливым. Так ему на душе комфортнее. И - это множит его силы, укрепляет его дух, придает уверенности и напора.
Так. И вот осадили превосходящими силами маленькую крепость врага. Гарнизон отбивается героически, нанося потери многочисленным нападающим. Последних героев захватили живьем. Их можно тут же перебить, и даже предать казни мучительной - это справедливо, в он сколько наших перебили, гады. А можно с почетом отпустить: их очень мало, ничего они в войне не решают уже, но дрались храбро, свой долг выполняли бесстрашно, несправедливо зря теперь губить храбрецов, они ведь ни в чем не виноваты - война есть война; и такое милосердие тоже будет справедливо. Храбрый, стойкий, верный - заслуживает жизни, это справедливо. И вот вам две справедливости - подход зависит от степени ожесточения сторон, традиции, личных симпатий, личности военачальника.
Но в любом случае присутствует ощущение и осознание того, что ты делаешь добрый поступок. Благой, правильный.
Ага. Справедливость - это добро? стремление к добру? утверждение торжества добра?
Сейчас. Око за око, зуб за зуб, жизнь за жизнь. Зло порождает зло и наказывается злом. Обычные формулировки: "Суров, но справедлив", и даже: "Жесток, но справедлив". Справедливостью мы признаем воздаяние мерой за меру. Как ты, так и тебе. Казнят убийцу, боится он, не хочет, выкручивается, - а все-таки признает, что это справедливо.
Справедливость - это равновесие между поступком и воздаянием? Похоже. Допустим. А где те весы, где та рука, которая взвешивает? Божья? А вот не надо: вам привет от священников всех армий, когда-либо воевавших друг с другом, уж так они все убеждали свою сторону, что Бог и справедливость за них, что спасу нет.
Так. А давайте скажем: справедливость - это торжество морали, мораль в действии, стремление к постоянной реализации морали в жизни. (См. "Мораль".) А мораль - это идеал человеческих взаимоотношений и вообще идеал мироотношения. Но беда в том, что для понимания сути справедливости это нам ничего не даст, ничего не объяснит - кроме еще одного напоминания, что идеал, по сути своей противопоставленный реальности, принципиально недостижим, и, следовательно, справедливость тоже недостижима. Ну и что?
Справедливость рассматривает предмет (обычно человека) не изолированно - его качества, особенности, поступки берутся во взаимоотношениях с окружающим миром и в сравнениях с аналогиями. Можно сказать: справедливость - это идеал взаимоотношений человека (предмета) с системой (миром).
И эти взаимоотношения должны находиться в некоем моральном равновесии: добро за добро, зло за зло, наказание за преступление. Какое-то качество предмета (доброта, скажем) должно находиться в равновесии с некоторым богатством и здоровьем, а злобу хорошо бы совместить с несчастьем.
Словно есть какое-то количество наложенных друг на друга, но не совпадающих диаграмм, и в какую точку ни ткни - одной точке любой диаграммы должны соответствовать и все остальные точки той же самой диаграммы. Бандит - тюрьма, красавица - любима, доброта - благодарность, талант - слава, и т. д.
Это здорово, и в это можно углубляться, но по этой дорожке мы не пойдем, потому что она никуда не ведет. Эти условные, воображаемые, вымышленные самими людьми "диаграммы" не совпадают с данностью, с Бытием, вот в чем проблема.
Наши представления о справедливости и несправедливости кое в чем не совпадают с данностью Бытия, частью которого мы сами являемся и изменить которое - кое в чем, опять же - мы никак не в силах, как не в силах изменить закон тяготения, скажем.
Расхожие примеры. Несправедливо, что лучшие обычно умирают первыми. И вообще несправедливо, что люди, такие умные и хорошие, умирают, и живут-то недолго, меньше ворона или черепахи. Несправедливо, что таланты при жизни обычно подвергаются гонениям. Несправедливо, что хитрые, бесчестные и черствые больше преуспевают в делах, чем честные и добрые. Несправедливо, что одни рождаются умными, сильными и красивыми, а другие посредственными и убогими. Несправедливо, что женщины рожают в муках, а мужчины только получают удовольствие. А волки безнаказанно едят зайцев.
Короче, природа во многом не соответствует нашим представлениям о справедливости. Мы можем понимать, вздыхать, смиряться, но многие неизменяемые вещи не можем признать справедливыми.
Закономерно, естественно - и справедливо - это вещи разные. Не всегда. Но нередко. И .вот это расхождение естественности и справедливости - принципиально и многое помогает понять.
Наши представления о справедливости во многом смещены от природного порядка вещей. Т. е. нереалистичны, нежизненны.
Это означает, что мы недовольны существующим порядком вещей. И нам потребно, чтоб было иначе. И мы хотели бы, чтоб мир был кое в чем иным. И это желание имеет следствиями некоторое стремление к установлению справедливости, т. е. к переделыванию мира. Для чего мы природой и предназначены. Наша избыточная энергетика - способ и средство передела этого мира.
Справедливость - это аргументация стремления к тому, чтоб мир был не таков, каков он есть. Это стремление к идеалу системы взаимоотношений "предмет - мир". Причина и основание существования этого идеала - в том, что мы всегда можем помыслить положение иным, у нас всегда есть хоть капля сил сделать минимальное усилие в том направлении, чтоб изменить существующее положение - уже тем хотя бы, что мы хотим иначе, что мы недовольны сущим.
Какие-то несправедливые вещи и события могут не иметь к нам лично ни малейшего отношения. Нет нам до них дела! Но, кипя жаждой справедливости - мы едем воевать за свободу чужой страны, или собираем деньги в помощь обиженным, или заступаемся за слабого и невиновного. Мы вмешиваемся в жизнь, совершаем действия, изменяем что-то в мире - чего не стали бы делать, не имей представления о справедливости. "Да провались все, мир не переделаешь..."
Вот в чем суть справедливости. Мир не переделаешь, но мы все равно переделываем. Наши чувства жаждут вмешательства в мир - а наш разум обосновывает это стремление.
Ну, а как же быть с первобытным охотником, просящим прощения у убитого кабана, или убийцей, сознающим справедливость своего конца? А справедливость - это не такое простое и однозначное чувство, как может сначала показаться, в него привходит целый ряд мотивов. Один из них - "как мне, так и всем, как всем, так и мне" - это стремление к равенству и равновесию с окружающей средой и, тем самым, к безопасности: я никому не врежу, и мне тогда никто не вредит. Другой из них - инстинкт выживания рода и вида: да, я внутренне признаю, что мне надо сделать козью морду, потому что я действительно сделал плохо другим, а выживать надо всем, так что они имеют полное право сделать бяку теперь надо мной.
Вот все эти три перечисленные теперь мотива и определяют, в основном, каким желает видеть человек соотношение системы "предмет - мир", каковое соотношение в идеально-желаемой ему форме и называется обычно "справедливостью".
  • 0
Just Do It!

#2 Guest

Guest
  • Guests

Опубликовано 04 Июнь 2005 - 23:59

Глаза сломать можно. Неасилил...
  • 0

#3 Guest

Guest
  • Guests

Опубликовано 05 Июнь 2005 - 14:40

чо у вас за манера пошла :) выкладывать такие гиганские штуки :)
  • 0

#4 Телевизора Боялись

Телевизора Боялись

    Super True Member

  • True Members
  • PipPipPipPipPip
  • 1 484 сообщений
-2
Обычный
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ад

Опубликовано 05 Июнь 2005 - 15:11

блин такой херни можно сколько угодно из инета накачать..в чем смысл то ее выкладывания сюда?
  • 0

#5 Гайка

Гайка

    Super True Member

  • True Members
  • PipPipPipPipPip
  • 696 сообщений
0
Обычный
  • Город:СПБ
  • Интересы:=))

Опубликовано 05 Июнь 2005 - 16:14

то же этого не понимаю. скоро перестану заходить в флейм.
  • 0
Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда рядом с тобой*)))

#6 CherryPah

CherryPah

    Штатный IT раздолбай

  • Moderators
  • PipPipPipPipPip
  • 9 761 сообщений
584
Очень хороший
  • Пол:Мужчина

Опубликовано 05 Июнь 2005 - 19:43

Ниасилил
  • 0

Вконтакте
Когда я купил коробку с WoW, на ней не было ни слова про теорикрафт и ротацию. Там было сказано: СТАНЬ ГЕРОЕМ, УБЕЙ ДРАКОНА.
Хочу назад в ванилу, никаких вещей за баджи, убил босса-полутал эпик, не убил ходи в синих трусах и зеленой рубахе, завидуй рейдерам в т1/2, молись на богов пве в т3.


#7 Trigun

Trigun

    Super True Member

  • True Members
  • PipPipPipPipPip
  • 1 847 сообщений
0
Обычный
  • Пол:Мужчина

Опубликовано 05 Июнь 2005 - 19:47

я даже не начинал
  • 0
Time after time I walk the fine line,
But something keeps bringing me back.
Time after time I'm going in blind,
I don't know which way I need to go...

#8 Guest

Guest
  • Guests

Опубликовано 05 Июнь 2005 - 21:24

то же этого не понимаю. скоро перестану заходить в флейм.

 

ловлю на слове!
  • 0

#9 evg

evg

    Super True Member

  • True Members
  • PipPipPipPipPip
  • 221 сообщений
0
Обычный
  • Город:Piter

Опубликовано 06 Июнь 2005 - 02:03

ИнтЕреснА: а ХаЗЯйка ТемЫ чеМ в ЖиЗНи занИмаЕЦа? ПисаКа шТолИ?
  • 0

#10 Ryo

Ryo

    -=Dante=-

  • True Members
  • PipPipPipPipPip
  • 1 350 сообщений
-10
Обычный
  • Пол:Мужчина
  • Город:Aden World
  • Интересы:Shenmue, Lineage II, Emulation, Dojo

Опубликовано 06 Июнь 2005 - 12:37

Млять!!! Я бы вам отсканировал "Войну и мир" Толстого и напостил бы здесь. Но думаю, что мои старания не вознаградились бы, потому что ТАК МНОГО читать ни кто бы не стал. Это никто не читает. И все это бред!
  • 0
Никто не останется девственным - жизнь поимеет всех © Курт Кобейн

#11 Dasha ( in De Storm~)

Dasha ( in De Storm~)

    допустимый статус ;)

  • True Members
  • PipPipPipPipPip
  • 1 088 сообщений
-1
Обычный
  • Пол:Женщина
  • Город:Ленинский
  • Интересы:интересов много, за подробной информацией обращаться в пм =)

Опубликовано 06 Июнь 2005 - 14:07

ИнтЕреснА: а ХаЗЯйка ТемЫ чеМ в ЖиЗНи занИмаЕЦа? ПисаКа шТолИ?

 

хозяйка средне-статистическая незаурядная личность, которой в один вечер (ночь) стало очень скучно и неинтересно и которой ооочень захотелось растрясти и пощекотать нервы у посетителей форума, лишь бы как-нибудь их взбодрить :D
однако, рез-т на лицо!
  • 0
Just Do It!

#12 Ryo

Ryo

    -=Dante=-

  • True Members
  • PipPipPipPipPip
  • 1 350 сообщений
-10
Обычный
  • Пол:Мужчина
  • Город:Aden World
  • Интересы:Shenmue, Lineage II, Emulation, Dojo

Опубликовано 06 Июнь 2005 - 14:16

Ну и на этом спасибо. Чего ж тебе по ночам-то не спиться?
:typing:
  • 0
Никто не останется девственным - жизнь поимеет всех © Курт Кобейн

#13 Телевизора Боялись

Телевизора Боялись

    Super True Member

  • True Members
  • PipPipPipPipPip
  • 1 484 сообщений
-2
Обычный
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ад

Опубликовано 06 Июнь 2005 - 22:52

дану нах ночью спать не катит))) жаль что не все это понимают))))
  • 0

#14 Dasha ( in De Storm~)

Dasha ( in De Storm~)

    допустимый статус ;)

  • True Members
  • PipPipPipPipPip
  • 1 088 сообщений
-1
Обычный
  • Пол:Женщина
  • Город:Ленинский
  • Интересы:интересов много, за подробной информацией обращаться в пм =)

Опубликовано 06 Июнь 2005 - 23:02

уже лето млин, че спать то?=)
  • 0
Just Do It!

#15 4ay

4ay

    Мегазащётноещисало

  • True Members
  • PipPipPipPipPip
  • 1 064 сообщений
0
Обычный
  • Пол:Мужчина

Опубликовано 14 Июль 2005 - 11:34

мля я прочитал 2 слова и всё меня достало! пойду Гари Поттера читать!
  • 0
сколько много дыма вокруг, и только у мя матерьял!



Ответить в эту тему



  

Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей