Перейти к содержимому


Фотография

Месть


7 ответов в этой теме

#1 Scorpio

Scorpio

    Super True Member

  • True Members
  • PipPipPipPipPip
  • 327 сообщений
-2
Обычный

Опубликовано 04 Июнь 2005 - 23:47

Что ни тема - то материал для всемирной энциклопедии или хотя бы монографии...
Когда буря разметала в Геллеспонте понтоны Кира, готовые к переправе - то царь, хладнокровно дождавшись утихомиривания стихии, повелел море наказать. И триста исполнителей в полный мах выстегали море дублеными плетьми. Никто и ничто не смеет безнаказанно идти поперек воли и замысла царя. Был ли Кир маньяком или идиотом? Ни одного свидетельства в пользу такого предположения. Он твердо знал: он - самый главный, и всем это должно быть явно.
Анекдот: грузин с сыном идет по Красной площади, и мальчик, читая на Мавзолее: "Ленин", спрашивает: "Папа, а это кто?.." - "О, сынок, здесь лежит самый великий абрек в мире. Царь убил его брата, и он ему так отомстил, так отомстил!"
Чем отличается месть от наказания вообще? Во-первых, причина наказания - проступок, который может быть направлен не против тебя или твоего рода, а против общества вообще, или еще более абстрактно - против Закона. Человек мог из лучших побуждений нарушить какую-то инструкцию, конкретного вреда никому не причинил, все вздыхают - а сажать надо: Закон, понимаешь... Такое наказание с местью не имеет ничего общего. Во-вторых, наказание обычно несет в себе хоть какой-то позитивный смысл, целесообразность: оградить общество от преступника, дать пример другим, чтоб неповадно было, укрепить неотвратимостью наказания силу и обязательность Закона, или вообще перевоспитать преступника, чтоб осознал, раскаялся, исправился, больше так не делал. В-третьих, в результате наказания пострадавшему должно быть лучше, чем преступнику: оштрафовать одного в пользу другого, посадить одного в тюрьму, а другой будет наслаждаться свободой, и т. п. В-четвертых, наказание дозируется и соизмеряется с тяжестью проступка - либо уложен иями и кодексами, либо здравой традицией типа: "Око за око, зуб за зуб". Но никто не предписывал за синяк отрывать голову, скажем. И в-пятых: наказание не лишает наказывающего и наказуемого возможности впредь иметь какие-то отношения: ну, был проступок, последовало наказание, все нормально, можно как-то сосуществовать и сотрудничать дальше (если смертной казни не было, разумеется). То есть: наказание стремится к объективности, рассудочности, внеэмоциональности. Оно целесообразно. Для пользы деда, так сказать. Чтоб все шло путем в семье, или городе, или армии, или государстве. Для общего улучшения положения сейчас и впредь.
Что же месть? Во-первых, она всегда носит личный характер. Задет, оскорблен, пострадал ты лично, или твой род, или твоя группа (друзья, двор, полк) - ты лично морально ущемлен, прямо или косвенно. И даже во время войны, когда между бойцами враждующих сторон нет и не может быть личных отношений - солдаты мстят врагу за убитых товарищей, разоренные города, пострадавшую родину; и идеологи всячески культивируют это личное чувство, личную ненависть, - она делает человека сильнее, беспощаднее, бесстрашнее, и побуждает наносить максимальный вред врагу даже ценой собственной жизни. Второе: мера мести определяется только чувством мстителя. Вот насколько я тебя ненавижу, настолько и постараюсь тебе отомстить - унизить, разорить, убить. Исключение тут составляет только обычай кровной мести - обычай, значит, предписывает меру мести; но кровная месть - это не совсем месть в обычном смысле слова, это одновременно и Закон (даже если он противоречит официально писанному закону), и здесь, как правило, убийство является ответом на убийство, реакция адекватная. В-третьих, мститель может пострадать не меньше того, кому он отомстил: он сам может быть избит, ранен, разорен, убит либо казнен по Закону, если совершенная им месть подпадает под наказание смертной казнью. В-четвертых, месть, как правило, сильно осложняет жизнь самого мстителя: надо тратить время, силы, средства, порой - рисковать судьбой семьи и своей собственной; и все это вместо того, чтоб заниматься своим делом. В основном одни хлопоты и дополнительные потери. В-пятых, цель мести ограниченная и чисто негативная: плевать, в общем, на ограждение общества от преступников, на закон и порядок, не говоря об исправлении самого преступника-обидчика, - нет, наказать его как следует, чтоб ему мало не было, и все. И шестое: какие тут дальнейшие отношения между мстителем и жертвой, что вы, лишь усиление вражды, углубление непримиримости - одно совершенное зло усилилось встречным ответным злом. Как итог: месть эмоциональна, нерациональна, нецелесообразна, не дозированна.
А коли мы в этом разобрались, то уместен вопрос: если достаточно разумный человек все это понимает, то на кой черт он сам осложняет и ухудшает себе жизнь, тратя ее вместо позитивных целей, удовольствий и обретений, на то, от чего не получит ничего хорошего - на месть?
Вот великий Талейран, при всех своих пороках, был напрочь лишен мстительности. И это сильно облегчало ему жизнь. Он не портил себе нервы, держа в памяти причиненное ему зло и лелея планы отмщения (а нервы у него были стальные). Он всегда стремился вперед и вверх, не отвлекая напрасно время, силы и средства на месть, которая никак не помогала бы ему достигать целей. Он не умножал местью количество своих врагов. Он был прагматик, и все его поступки были рациональны и целесообразны. При этом он был знаменитейший и величайший в истории предатель и, при всей своей власти и богатстве, весьма презираемый человек. Человек без чести. "Грязь в шелковых чулках!" - как прилюдно бросил ему в лицо Наполеон.
Месть как защита чести - это отдельный разговор. Что такое месть вообще? В основном - причинение ответного зла. И не очень важно, каковы будут последствия. Причинение зла здесь есть ценность самодовлеющая, достаточная. Почему все приличные религии, от буддизма до христианства, месть категорически не приемлют.
У тебя украли - ты избил. Тебя избили - ты ему переломал трубой кости. Соблазнили жену - ты его убил. Убили неправедно близкого - лично казнил убийцу страшной смертью. Здесь все понятно. Зло за зло. Кроме одного: тебя поймали и впаяли здоровенный срок каторги. И раскаиваешься ты только в одном: что попался. Совершенное тобой ты воспринимаешь как справедливое и правильное. А закон в данном случае к тебе несправедлив. Такие деда. Допустим. Так вот: на кой черт ты идешь на заведомые неприятности? Тебе их до этого мало было? А - нутро горит, спать не можешь, изводишься, худеешь от ненависти, и месть делается главной задачей жизни. Ух ты.
На уровне ощущений произошло следующее. Чье-то действие причинило тебе сильнейшие отрицательные ощущения. Эти отрицательные ощущения направлены на того, кто обслужил их причиной. От этих отрицательных ощущений центральная нервная система стремится избавиться. А для этого, "рассуждает" она, надо устранить их причину. Устранить врага, ликвидировать.
А если враг случайно утонет в бассейне? Это хорошо, но не совсем. Потому что лучше и правильней было бы утопить его самому, чтоб знал, кто его топит и за что.
Тебе мало того, что враг просто перестанет жить. Тебе надо продемонстрировать себе и ему, что ты - сильнее, главнее, что ему не сошло с рук, ты скрутил его в бараний рог.
На уровне моральных категорий - тебе необходимо, чтоб восторжествовала справедливость, то есть твои представления о том, как должна быть устроена жизнь, чтоб в ней все было хорошо.
Гм. Но человеческие представления о справедливости бывают весьма несовершенны. Как сообщил один воинственный масаи, "когда у меня угоняют скот - это плохо; а когда я угоняю скот - это хорошо". Представления о справедливости сильно зависят от личности представляющего: его разумности, эгоизма, темперамента, социальной роли, как он ее себе представляет. Хулиган оскорбит прохожего, получит оскорбление в ответ, даст по морде, огребет сдачи, - и начнет мстить! За что?! За то, что его оскорбили. Что он оскорбил - это не считается, он крутой, ему и полагается всех оскорблять, а им - молчать в тряпочку. А о чем думает избитый прохожий? - как сладко и замечательно было бы пристрелить гада, да пистолета нет и жизнь себе поломаешь. Долго мечтает, потом успокаивается.
Не станет мстить прохожий (за ре-едким-редким исключением) - у него дел много, ему вся его жизнь дорога, и так есть за что себя уважать... и живет дальше с унижением. А у *цензура*гана дел мало, он рисковый, ему мало чего есть терять в этой жизни, а уважает он себя прежде всего за то, что любому может явить свою крутизну, оскорбить, ударить, и чтоб все молчали! Боятся - значит, уважают, значит я значительнее их. Батюшки-светы: да *цензура*ган по сравнению с благонамеренным прохожим выходит идеалист: он готов ради каких-то своих представ лений о жизни рисковать свободой и даже самой жизнью - а порядочный гражданин не готов. Как же так?..
Вот какая штука, братцы-новобранцы. Какое бы зло тебе ни причиняли - от мимолетного уличного оскорбления или начальственного высокомерия до доноса в органы или убийства любимого человека - тут всегда есть общий знаменатель, это для тебя сводится в итоге к одному. У тебя отбирают, нагло, силой, незаслуженно, часть твоей жизни - будь то вещественные блага, или ее внутреннее пространство, или круг любимых людей, или вообще счастье, или самоуважение. Обидчик нарушил или разрушил твою жизнь, явил себя властелином над тобой - и продолжает жить. Вы столкнулись в жизни, и он оказался значительнее тебя в этом столкновении.
А жизнь твоя - это то, что ты о ней думаешь, и то, что ты при этом ощущаешь. И могло от обиды не измениться в твоей жизни ничего, кроме одного - ты был человеком, и вдруг стал дерьмом. Нет, не целиком, не в главном, но ложка дегтя портит бочку меда. Достаточно и того, что ты оказался в чем-то и насколько-то дерьмом.
Кто хочет быть дерьмом - два шага вперед и поднять руку.
И дело не в том, что тебя уговаривают: "Будь умнее, не связывайся, пойдем отсюда". Что тебе толку с твоего ума, если он - здесь и сейчас - значительнее тебя? На черта быть умным, чтобы чувствовать себя дерьмом.
Мстя, ты являешь ему свою значительность, свою волю. И никому на свете это не надо, кроме тебя самого. Чтоб ощущать себя человеком.
Здесь возникает соблазн объявить месть свойственной только человеку, с его стремлением к самореализации и самоутверждению. Но добросовестность заставляет отметить, что это отнюдь не только "человеческое, слишком человеческое". Разные животные, от маленькой кошки до большого слона, могут быть весьма злопамятны и мстительны. Претерпев незаслуженную обиду, слон может выжидать удобного случая месяцами и годами, и при первой возможности воздаст обидчику: треснет, придавит, обрушит что-нибудь на голову. У кошки возможностей меньше, но изорвать что-то, украсть, а пуще всего - написать в важное место, типа обуви или подушки, это всегда пожалуйста. Причем отлично знает, что она сделала, от хозяина укрывается и добра в ближайшее время не ждет. Ну уж а обезьяна - эта может вытворить что угодно, и удовлетворенно потом скалится и ухает: вот так-то.
Это что? Во-первых, это протест: мне что-то не нравится я этого не заслужил, и теперь я тоже сделаю тебе то, что тебе не нравится. Во-вторых, это тоже своего рода самоутверждение я тоже кое-что могу, не думай, что можешь безнаказанно делать со мной то, чего я не хочу. В-третьих, это вид реакции само сохранения вида: лучше не обижай меня - может, со мной ты и справишься, но это тебе кое во что обойдется, в следующий раз задумаешься с другим слоном или с другой кошкой, стой' ли так делать.
Так что в мести человеческой всегда можно вычленить рудиментарный праэлемент целесообразности: никто не смейте так поступать, суки, никогда, иначе вот что может быть: и сам подохну, но уж ему-то кишки по кустам размотаю.
В мести, явной окружающим, элемент целесообразноста понять легче: защита чести, пример обществу, исправление несправедливого положения для хоть какого-то улучшения положения дел.
А вот месть "в чистом виде": вариант "Бочонка амонтилья-до" Эдгара По. Мститель и жертва скрыты от всех: оскорбленный замуровал оскорбителя, и дело с концом. Самоутвердился Он главнее! Будешь знать, падла.
А каков граф Монте-Кристо! И нашел же себе дело в жизни масса трат, сил, времени, изобретательности, но - всех достал
"О, как сладка радость справедливой мести!" - поведал небу Спартак, заставив триста пар плененных патрициев драться и умирать на могиле убитого друга - так, как недавно дралис! несчастные гладиаторы для развлечения этих самых патрициев,
И вообще справедливый мститель был любимой фигурой фольклора всех времен и народов. Так что чувство это человечеству свойственно как нельзя более. А иначе бы в каждом втором голливудском боевике, делающем кассу, благородный мститель не мочил подонков направо и налево, к радости и одобрению зрителей, голосующих за такой вариант разрешения конфликтов своими кровными денежками.
Что из этого следует? А это еще раз подтверждает, что человек - крупный идеалист. В том смысле, что деньгам, славе, покою, свершениям и развлечениям, и даже свободе, и даже самой жизни, он способен предпочесть некое ощущение, некую мысль, некое состояние духа - своей рукой сделать плохо тому, кто сделал плохо ему. Немалая человеческая ценность, стало быть.
Что сказал по этому поводу знаменитый специалист товарищ Сталин? Товарищ Сталин сказал: "Самое большое удовольствие - это, спокойно выждав, раздавить врага, а потом выпить бокал хорошего вина". А уж он-то понимал.
Вот матерый блатяга обещает обидчику - наедине, наедине! - когда-нибудь его еще повстречать и убить. И ведь убьет, раз пообещал, такое дело. И на пятнадцать лет лес валить пойдет, и под вышку угодить может, - а вот иначе не будет мира его душе.
А вот, условно говоря, совсем крайний вариант: нормальный гражданин, честный труженик, спокойно и обдуманно готовит убийство и совершает его, казнив "энкаведешным" способом палача бериевских пятилеток. Палач уже стар и безвреден. Об акте мести никто никогда ничего не узнает. Мстителю своему он вообще ничего плохого не сделал, он других пытал. Зачем убивать, что толку? дети и внуки отставного палача ничего не знают и ни в чем не виноваты, в обществе этим актом ничего не исправляется, даже назидания обществу никакого нет, раз общество об этой казни не знает. Смысл?!
Смысл в торжестве справедливости. Есть смертные грехи, которым нет прощения никогда. И достаточно того, что о воздаянии будет знать только один человек: сам убийца перед смертью. Ибо муки его невинных жертв живут в душе каждого, кто знает о них. И тому, кто отомстил, будет лучше, правильнее жить на свете. В воображении своем он может сказать жертвам: "Он не ушел безнаказанным, ребята. Ваша кровь не осталась неотомщенной".
Поэтому мусульманин постарается на могиле убитого родственника зарезать его убийцу и бросить труп на съедение собакам. И будет прав.
Справедливость, достоинство, честь - ценности идеальные, существуют только в человеческом сознании. И месть человек совершает (в общем и как правило) из соображений идеальных, для души.
Ибо не хлебом единым.
  • 0
Now playing: Blink182 - M&M's
Next playing: Vaya Con Dios - What's a Woman

Random track: Apollo 440 - Don't Fear The Reaper


Born White and Proud Boys live here

F*CK OFF! ...;:'K-lined by admin@fbi.gov...

#2 Guest

Guest
  • Guests

Опубликовано 05 Июнь 2005 - 00:00

Чет вас проперло на объемные произведения... Завтра почитаю))
  • 0

#3 Trigun

Trigun

    Super True Member

  • True Members
  • PipPipPipPipPip
  • 1 847 сообщений
0
Обычный
  • Пол:Мужчина

Опубликовано 05 Июнь 2005 - 00:25

прочитал тока 1ый абзац, тот что с анекдотом.
  • 0
Time after time I walk the fine line,
But something keeps bringing me back.
Time after time I'm going in blind,
I don't know which way I need to go...

#4 U-G1n

U-G1n

    I CAN TOUCH THE SKY

  • True Members
  • PipPipPipPipPip
  • 1 886 сообщений
7
Обычный
  • Город:Kazakova 32
  • Интересы:-футбол<br />-горные лыжи<br />-ценные бумаги <br />-туризм<br />-авто<br />-alcohol &amp; MJ =)

Опубликовано 06 Июнь 2005 - 01:50

кг\ам
  • 0
Но если туп ты был, как дерево, родишься баобабом
и будешь баобабом тыщу лет пока помрешь.

#5 evg

evg

    Super True Member

  • True Members
  • PipPipPipPipPip
  • 221 сообщений
0
Обычный
  • Город:Piter

Опубликовано 06 Июнь 2005 - 01:56

Я к соЖаЛению Ни чегО не ЧитАЛ, паТаМушТА слИшкоМ мнОГо, а мНе пора СпАТЬ :D ДумАЮ все ЧТа таМ нАпиСАно - кУЛ ;-) И тоТ кто наПиСАл - НастоЯсЧий ПерЕЦ :-)
  • 0

#6 Ryo

Ryo

    -=Dante=-

  • True Members
  • PipPipPipPipPip
  • 1 350 сообщений
-10
Обычный
  • Пол:Мужчина
  • Город:Aden World
  • Интересы:Shenmue, Lineage II, Emulation, Dojo

Опубликовано 06 Июнь 2005 - 12:33

Scorpio, очень бы хотелось чтобы ты писал все кратенько. =)
  • 0
Никто не останется девственным - жизнь поимеет всех © Курт Кобейн

#7 Телевизора Боялись

Телевизора Боялись

    Super True Member

  • True Members
  • PipPipPipPipPip
  • 1 484 сообщений
-2
Обычный
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ад

Опубликовано 06 Июнь 2005 - 22:56

а мне пох не читал не читаю и не буду читать такие посты..зато я знаю как надо такие объемы даже одним сообщением выкладывать и тобы народ прочитал полностью...научен одним нехреновым флудером на одном игровом форуме где я жил полгода...
  • 0

#8 zadira

zadira

    Super True Member

  • True Members
  • PipPipPipPipPip
  • 3 274 сообщений
-1
Обычный
  • Пол:Мужчина

Опубликовано 17 Июнь 2005 - 02:26

ниасилил
  • 0




Ответить в эту тему



  

Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей