ахyeъ, моя прыгать через турникет
С 1 января 2012 года Петербург, судя по всему, ждет «подземная реформа» - введение дифференцированной оплаты за проезд. Как стало известно «Фонтанке», концепцию новинки еще два года назад разработали специалисты Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры.
Специалисты утверждают, что, при разработке зональности петербургского метрополитена, изучали опыт и иностранных государств. В частности, Германии, Англии, Чехии, Японии, Франции, Испании, Китая, Голландии и Финляндии. Отметим, правда, что петербургский метрополитен, мягко говоря, не настолько разветвленный, как во многих европейских столицах.
При разделении всех веток метрополитена на зоны исходили из дальности поездок. Так, при перемещении из центра Петербурга (например, с «Гостиного двора») на «Звездную» пассажир проедет 11,7 километра. Протяженность поездки с «Гостинки» на «Парнас» - 12,81 километра. Дальность второй зоны невелика — с «Пушкинской» на «Лесную» около 7,56 километра, на «Автово» около 6 километров.
«Самые большие потоки в рабочие дни получились на связи центр - 3-я зона (23%), центр - вторая зона (22,5%), 3-я зона - 2-я зона транзитом через центр (20,7%), 2-я зона - 2-я зона транзитом через центр (11,6%). Из одного конца метро в другой (3-я зона - 3-я зона транзитом через центр) ездят меньше 5% пассажиров», - сообщила «Фонтанке» Елена Ногова.
Просчитывали специалисты и будущее изменение схемы проезда. Они ожидают, что в ближайшие 3 — 5 лет легче станет садиться на «Гостином дворе» (должны открыть «Адмиралтейскую»), «Василеостровской» (из-за пуска второго выхода со «Спортивной») и Московской линии (ее разгрузить должен Фрунзенский радиус). Программа по созданию перехватывающих парковок (когда люди «бросают» свои машины у станций метро и пересаживаются на общественный транспорт) в исследовании не учитывалась. «Пока они (парковки — прим. ред.) не очень удачно расположены», - объясняют причины подобного «упущения» специалисты.
После введения трехзоновой схемы проезда в метро изменится, видимо, и способ оплаты. Как пояснила Елена Ногова, скорее всего, будет введен «единый электронный кошелек». При этом, в отличие от современных проездных билетов, деньги с такого «кошелька» не пропадут и срок их действия не закончится, обещает она. По планам выглядеть это должно следующим образом: заходя на «Проспект Просвещения», человек прикладывает свою карточку (обязательно с положительным балансом) к турникету, который считает станцию отправления (и, соответственно, зону), а при выходе последует та же процедура, после чего у пассажира снимут сумму за поездку (в зависимости от того, сколько зон он проехал).
В большинстве стран уже давно действует позоновый принцип оплаты проезда, отмечают исследователи. Не только в метро, но и на остальных видах общественного транспорта. Кроме того, в отличие от России, в Европе проездные документы действуют на протяжении определенного количества времени. В Швеции в течение часа человек может пересаживаться с одного транспорта на другой, в Германии — в период двух часов. У нас от такой схемы пока отказались. Даже в метро. Причина проста — слишком много заторов в часы пик, бег по эскалаторам, давка при входе в вагоны.
Смогут ли обойти новую схему оплаты метро предприимчивые петербургские «зайцы», предугадать сложно. Но в Европе и Азии русским это вполне удается. Так, по Интернету гуляет байка о том, как наши соотечественники умудряются схитрить даже в Малайзии: вместо магнитных карт они покупают бумажные талоны, которые заполняет кассирша. На проездном она галочками отмечает начальную и конечную точку путешествия. Талон предъявляется на входе в метро и отдается на выходе. При выходе его, естественно, никто не проверяет. Наши умудряются экономить и в той же Германии, покупая билеты на меньшую дальность. Но тут им приходится надеяться исключительно на волю случая: можно проездить так на протяжении нескольких дней (экономия получается существенной), а вот если нарваться на контролера, придется платить штраф — около 40 евро с человека.
Какими будут цены в «новом» петербургском метро, пока не ясно. Тарифную политику собираются разработать в июне-июле 2011 года. За границей существуют гибкие системы скидок, и куда выгоднее брать проездные билеты длительного срока действия. В Берлине самый дорогой проездной, охватывающий три зоны (A, B и C) на 1 поездку обойдется в 2,60 евро, на весь день — 6 евро, на неделю — 29 евро. В Париже билет на одну поездку стоит 1,3 евро, на 10 — 10 евро. Цена проезда в Стокгольме в пределах одной зоны — 20 крон, однако для тех же туристов предусмотрены специальные карты, позволяющие путешествовать на всех видах транспорта на протяжении 24 часов. Стоят они 100 крон.
Про петербургскую подземку сейчас известно только одно — концепция, якобы, предусматривает гибкую систему скидок и сохранение всех действующих льгот (в том числе, для пенсионеров, инвалидов и учащихся). Что касается скидок, скорее всего, их будут предоставлять в том случае, если человек истратит 10 поездок за 7 дней (следующие 10 поездок должны быть дешевле), за поездки в непиковое время (пока не ясно, что будет считаться часом-пик — с 7 до 11 и с 16 до 20 или просто с 7 утра до 20 вечера по будням), за внесение определенной суммы на «электронный кошелек».
«Фонтанка» попыталась выяснить, предпринимали ли социальные службы Смольного какие-либо действия для подготовки к введению позоновой оплаты проезда в метро. Оказалось, что нет. Профильные ведомства (комитет по печати, заказывающий социологические исследования, комитет по социальной защите и аппарат вице-губернатора Петербурга Людмилы Косткиной) пока этим вопросом не занимались. Как пояснили нашему изданию в комитете по соцзащите, пока никто из чиновников попросту не имеет на это права — позоновая схема метро на данный момент существует лишь на бумаге и то в виде концепции. Возможно, с принятием соответствующего постановления правительства города, когда новая схема оплаты приобретет более реальные очертания, мнением петербуржцев все же поинтересуются. И не исключен вариант, что планы все же подкорректируют.
P.S.: Эксперты говорят, что введение позоновой оплаты проезда в городском метро стоит рассматривать, как первую «ласточку». В обозримом будущем нам всем светят зоны не только под землей, но и на ней.